Любой намаз, как обязательный, так и желательный включает в себя чтения молитвы ташаххуд, в которой есть слова единобожия и место для поднятия пальца.
При чтении ат-ташаххуда молящийся садится, и кладет руки на колени, при этом правую и левую руки кладут с раскрытой ладонью, чтобы пальцы были в сторону кыблы (по Ханафитскому мазхабу). По Маликитскому мазхабу левую руки кладут с раскрытой ладонью, а правую сжав в кулак, кроме указательного и большого пальцев. По мазхабу Шафии левую руки кладут с раскрытой ладонью, а правую сжав в кулак, кроме указательного пальца. Примерно то же самое предполагается и по Ханбалитскому мазхабу.
Среди исламских ученых есть разногласие относительно того надо или нет поднимать или дергать указательный палец при чтении ат-ташаххуда. Однако ученые всех четырех мазхабов считают желательным (мустахаб), поднятие указательного пальца при чтении ташаххуда. Вопрос лишь в том когда его поднимать и опускать.
Указательным пальцем поднимают вверх при произнесении слов «Ля иляха» («нет Бога») согласно ханафитскому мазхабу. Палец опускают обратно при произнесении слов «Илля-Ллах» («за исключением Аллаха»). В результате – поднятие пальца указывает на отрицание, а опускание пальца указывает на утверждение существования единого Бога – Аллаха.
По Маликитскому мазхабу указательный палец приподнимается с началом чтения ат-ташаххуда и опускается с окончанием чтения этой молитвы.
Согласно Шафиитскому и Ханбалитскому мазхабам указательный палец поднимается момента произнесения слов «Илля-Ллах». Опускают же палец когда встают на третий ракаат или с произнесением приветствия-саляма, если это последний ракаат. Кроме того, желательно перевести свой взгляд на поднятый указательный палец.
Что касается дергания или шевеления поднятого указательного пальца, то в трех мазхабах – Ханафитскому, Шафиитскому и Ханбалитскому - это считается нежелательным. Только по мазхабу имама Малика, да смилуется над ним Аллах, шевеление пальца считается желательным начиная с момента поднятия пальца и до его опускания. При этом шевелить указательный палец надо вправо и влево.
Хочется подчеркнуть, что не один из четырех мазхабов не считает желательным шевеление поднятого пальца, так как это делают многие молодые люди в наше время – сверху вниз и обратно.
В конце приведем один из хадисов указывающий на желательность вышеупомянутых действий: от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается: «أنَّ النَّبيَّ صلَّى اللَّهُ علَيهِ وسلَّمَ كانَ إذا جَلَسَ في الصَّلاةِ وضعَ يدَهُ اليُمنى علَى رُكْبتِهِ ، ورفعَ أصبعَهُ الَّتي تلي الإبهامَ يدعو بِها ، ويدُهُ اليُسرى علَى رُكْبتِهِ باسطَها علَيهِ» - «Когда Пророк (с.а.с.) садился в намазе, он клал свою правую руку на свое колено, поднимал палец, который рядом с большим пальцем (т.е. указательный) взывая с ним (т.е. указывая им), а левую свою руку он клал на свое колено, простирая ее на нем (т.е. с открытой ладонью)». Сунан ат-Тирмизи, хадис №294.
Комменатриев нет.