Одним из дошедших до нас намазов, которые совершал наш Пророк, мир ему, является витр намаз. Само слово «витр» озночает «нечётный». Эта молитва так названа потому что в ней нечетное количество ракаатов. Передается в хадисе от Али, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему сказал: «إنَّ اللهَ وِتْرٌ يُحِبُّ الوِتْرَ ، فأَوْتِرُوا يا أهلَ القُرآنِ» - «Поистине Аллах нечетный (так как Он один) и любит нечетное, так совершайте витр о люди Корана!». «Сунан Тирмизи», хадис № 456.
Время совершения витр намаза наступает с того момента совершения ночного фард намаза (ишаъ), и продолжается до утренней зори, т. е. времени утреннего фард намаза (фаджр).
Согласно мнению подавляющего большинства ученых намаз витр является сильной сунной. Однако по ханафитскому мазхабу эта молитва относится к обязательным (ваджиб).
Согласно ханафитскому мазхабу витр намаз состоит из трех ракаатов, которые совершают подряд без того чтобы делить их саламом, т.е. как магриб намаз. При этом должно быть намерение совершить витр намаз в три ракаата. Во всех трех ракаатах будут читать аль-Фатиху и другие суры. После чтения Корана и перед поясным поклоном в третьем ракаате говорят Аллоху акбар и поднимают руки, затем читают молитву аль-Кунут.
Согласно же маликитскому мазхабу витр намаз состоит из одного ракаата. Однако перед ним надо совершить раватиб сунна намаз совершаемый после ишаъ намаза. В витр намазе читают суры аль-Фатиха, затем аль-Ихлас, аль-Фалякъ и ан-Нас.
Согласно ханбалитскому мазхабу витр намаз также состоит из одного ракаата. Однако можно совершить этот намаз и в три и более нечетных ракаатов, до одиннадцати.
Согласно шафиитскому мазхабу у витр намаза есть минимум и максимум ракаатов – витр намаз может быть от одного до одиннадцати ракаатов. Можно совершить и три и пять и семь и девять ракаатов. При этом если совершается больше одного ракаата желательно делить их саламом, т.е. совершаются по два ракаата витр намаза и затем заключительный один намаз.
По мазхабу Ханафи желательно читать в первом ракаате 87-ю суру аль-Аъла, во втором ракаате 109-ю суру аль-Кяфирун, а в третьем – 112-ю суру аль-Ихлас. Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются.
Как уже упоминалось по мазхабу Малики желательно читать в одном единственном ракаате витр намаза после аль-Фатихи три последние суры Корана – аль-Ихлас, аль-Фалякъ и ан-Нас. Что касается двух ракаатов сунны намаза совершаемого перед витр намазом и после ишаъ намаза, то в первом аяте читают суру аль-Аъля а во втором суру аль-Кяфирун.
Согласно мазхабу Шафии для тех, кто делает витр намаз в три ракаата желательно также читать в первом после аль-Фатихи суру аль-Аъля, во втором ракаате – аль-Кяфирун и в третьем – суры аль-Ихлас, аль-Фалякъ и ан-Нас. Те, кто читает больше трех ракаатов, также могут читать в них эти суры.
Что касается мазхаба Ханбали здесь также желательно читать в трех ракаатах три суры - аль-Аъля, аль-Кяфирун, аль-Ихлас – соответственно.
Согласно мазхабам Ханафи и Ханбали молитву аль-Кунут читают в витр намазе круглый год. Однако по ханафитскому мазхабу ее читают после чтения сур перед поясным поклоном, а по ханбалитскому мазхабу аль-Кунут читают после рукуъа (поясного поклона). Кроме того по мазхабу Абу Ханифы аль-Кунут читают тихо, даже если читающий имам, а по мазхабу Ахмада ибн Ханбаля желательно читать эту молитву вслух как имаму так и молящемуся индивидуально. Если ханафиты читают кунут с опущенными руками, то ханбалиты читают его с поднятыми ладонями до груди, протирая ими лицо после завершения чтения аль-Кунута.
В шафиитском мазхабе аль-Кунут читают в намазе витр только во второй половине месяца Рамадан. Эта молитва читается в последнем ракаате витр намаза после выпрямления от поясного поклона, когда руки поднимают к груди как при совершении дуа и вслух читают аль-Кунут.
В маликитском мазхабе нет места чтению кунута в витр намазе. Он читается только в утренней обязательной молитве.
Сунной является чтение после витр намаза три раза следующего зикра: «سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ» - «Субхьа́наль-Маликиль-Къудду́с» - «Пречист от всех недостатков Владыка Пресвятой».
Сунной также является чтения следующего дуа после витр намаза: «اللَّهُمَّ إنِّي أعُوذُ بِرِضاكَ مِنْ سَخَطِكَ وبِمُعافاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ وأعُوذُ بِكَ مِنْكَ لا أُحْصِي ثَناءً عَلَيْكَ أنت كما أثْنَيْتَ على نَفْسِكَ» - «Аллохумма инни́ ау́зу биридо́ка мин сахьатика, ва бимуа́фа́тика мин укъу́батика, ва ау́зу бика минка, ля́ ухьсы́ сана́а алейка анта кама́ аснайта ала́ нафсика» - «О Аллах, поистине, я прибегаю к довольству Твоему от гнева Твоего, и к прощению Твоему от наказания Твоего, и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, только Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере!».