Найти город

Ваш город Москва?

ДА Другой город

Дозволен ли коллективный намаз в мечети со вторым джамаатом?

Совершение пятикратных обязательных намазов коллективно – джамаатом, является причиной большой награды и принятия Создателем этих молитв. В наше время в мечетях можно увидеть самые разные ситуации, связанные с джамаат намазом и одна из таких ситуаций это наличие в одной мечети больше одного джамаата. Какого же предписания религии на этот счет? Дозволена ли подобная практика и будет ли засчитан такой намаз?

Мнения четырех мазхабов

Мазхаб Ханафи

Согласно мнению ученых этого мазхаба является нежелательным (макрух) совершения второго джамаат намаза с азаном и икъоматом в квартальных мечетях, под которыми подразумеваются мечети где есть свои имамы определенный джамаат. Суда не относятся мечети, в которых нет определенных имамов и муадзинов, а также мечети, построенные для путников вдоль дорог. Поэтому и то, что бывает в некоторых мечетях, когда молитвы совершаются за несколькими имамами и соответственно наличие нескольких джамаатов является макрухом.

Доказательством здесь приводится то, что Пророк, мир ему, как-то вышел чтобы совершить намаз с людьми и посетил мечеть, но люди в мечети уже совершили намаз. Тогда он вернулся домой и совершил намаз джамаатом вместе со своими домочадцами. Отсюда вывод что если бы можно было совершить второй джамаат в мечети Пророк, мир ему, не предпочел бы совершение намаза дома его совершению в мечети.

Мазхаб Малики

Нежелательно наличие второго джамаата в мечетях, где есть свой установленный имам. Также нежелательно в таких мечетях совершать намаз джамаатом до намаза совершенного джамаатом вместе с имамом этой мечети. Грехом является совершения намаза джамаатом одновременно с джамаатом уже возглавляемым имамом этой мечети. Если группа мусульман войдет в мечеть и увидит что имам уже совершил намаз, им лучше выйти из мечети и совершить его за ее пределами. Это правило не касается трех мечетей – Запретной Мечети в Мекке, Мечети Пророка в Медине и Мечети аль-Акса в Иерусалиме. Если же это мечеть, в которой нет установленного имама, то и повторные джамаат-намазы здесь не относятся к категории макрух.

Мазхаб Шафии

Макрухом является совершение намаза джамаатом в мечетях с закрепленными за ними имамами, без их согласия. При этом без разницы совершается этот джамаат-намаз до имама, после него или одновременно с ним. Совершать же больше одного джамаата в мечетях и домах для молитв, расположенных у дорог, на рынках и т.п., а также мечетях, где нет установленного имама дозволено.

Мазхаб Ханбали

Согласно Ханбалитскому мазхабу является харамом делать джамаат-намаз в мечети до имама этой мечети без его согласия. Так же является харамом совершать намаз с еще одним джамаатом в то время как имам мечети уже совершает его. И в этих двух случаях упомянутые намазы считаются недействительными. Совершение же коллективной молитвы с дозволения имама мечети считается дозволенным и не является ни харамом ни макрухом. Также не является харамом и макрухом совершения джамаат-намаза, если имам мечети сильно запаздывает по уважительной причине или же присутствующие подумали что он не придет. Не является макрухом совершения джамаат-намаза после намаз имама мечети.

Таким образом, видно, что мнение подавляющего большинства ученых сводится к отрицательному отношению ко второму джамаату в мечети с рядом оговорок. Все вышеупомянутые запреты связаны с тем, чтобы не допустить любого рода раскола в среде мусульман. Однако в наше время, особенно в нашей стране на пятикратной молитве редко бывают имамы мечетей, да и мест для молитвы кроме крупных мечетей мало. Поэтому здесь приходится делать джамаат-намазы по несколько раз, чтобы не упустить саваб коллективной молитвы. Здесь можно привести фетву египетского консультативного органа Даруль-Ифтаъ («Дом фетв») в которой говорится следующее: «Установление двух джамаатов в одно время в одной мечети это из явлений, ведущих к проблемам среди людей. Решение по этому вопросу меняется в зависимости от наличия установленного имама в этой мечети, возможной фитны и т.п. Если в мечети есть установленный имам и муэдзин, а молящиеся намереваются разделить мусульман тем самым (т.е. вторым джамаатом) и допустить фитну своим желанием установить второй джамаат там, где уже имеется первый, то это харам вместе с действительностью их намаза. Если же они (т.е. совершающие второй джамаат) не намеревались этого делать (т.е. делить мусульман и т.п.) и не обратили внимания на существование первого джамаата, то их намаз действителен и нет на них греха. Необходимо торопится к тому, что объединяет мусульман, а не разделяет их. И Аллах Всевышний знает лучше». Номер фетвы 2745.

Комменатриев нет.

Окончание сухура
Фаджр
Восход
Заваль
Зухр
Магриб
'Иша
1/2 ночи
Последняя 1/3 ночи