Как известно, совершение молитвы джамаатом (коллективно) является очень богоугодным делом, за которое вознаграждение будет в 27 раз больше чем за индивидуальный намаз.
Чтобы джамаат состоялся необходимо наличие имама (предводителя) и маъмума (следующего за имамом). Если имамом обычно бывают люди, имеющие исламское образование или хотя бы хорошо знающий ислам. А вот следующие за имамом бывают самые разные люди, как правило, мало знакомые с тонкостями совершения намаза за имамом. В результате совершающие намаз за имамом люди совершают немало ошибок и, часто, ошибок нарушающих действительность намаза.
Исходя из вышесказанного надо изучать тонкости своей религии и в частности особенности совершения намаза за имамом в джамаате.
Чтобы следование за имамом и сам намаз были действительными необходимо соблюдать ряд условий:
Важно запомнить также, что имам должен быть впереди вас (в расчет здесь берутся стопы молящихся). Если маъмум встанет хоть чуть вперед имама его намаз не действителен. Не желательным также является стоять с имамом наравне. Более предпочтительным является правая сторона от имама. Кроме того, важным моментом который упускают многие верующие является то чтобы молящиеся становились плечом к плечу, нога к ноге (однако в последнее время это стало затруднительным из-за пандемии коронавируса.
Если молятся двое мужчин, один из которых имам, то маъмум встаёт рядом с имамом с право от него. Если за имамом молятся двое или более лиц, то они уже образуют ряд позади имама. Если намаз совершают мужчина и женщина (например, муж и жена), то женщина становится позади имама-мужчины, т.е. отдельно от него. В ситуации, когда вместе молятся мужчины и женщины, последние образуют ряды позади мужчин.
Если молящийся за имамом по веской причине вынужден быстрее завершить намаз, то он может сделать намерение на отделение от джамаата и доделать намаз индивидуально (по мазхабу Шафии и Ханбали). По мазхабу Ханафи Малики запрещено отделяться от джамаата.
Если мусульманин совершает намаз сразу за имамом, то это понятно. Затруднением для не знающих является то когда люди уже встали на молитву и совершили ряд действий. В этом случае желающий совершить намаз коллективно становится в уже сформированный ряд за имамом, сделав предварительно намерение и начинает совершать те же действия что и имам. Если маъмум успел совершить поясной поклон за имамом, то этот ракаат засчитывается как совершенный, если нет, то он не засчитывается. После того как имам даст салам, опоздавший, не давая салам, встает и совершает оставшиеся ракааты как он это делает обычно индивидуально.
Если имама в конце совершает суджуд-сахвы (поклон забывчивости), то и следующий за ни должен совершить его вместе с ним.
Если имам встал на лишний ракаат, то маъмуму за ним следовать нельзя – надо сидя ждать пока имам не вернется для чтения ат-ташаххуда.
При совершении намаза за имамом наиболее предпочтительным является следования за имамом как можно быстрее. Не желательным является совершение действий намаза одновременно с имамом. Категорический нельзя опережать имама в движениях. Если это делать сознательно то намаз нарушиться, если же это сделано случайно, то надо сразу же вернуться обратно и далее следовать за имамом как полагается. Не желательным является и сильное отставание от имама. Если маъмум отстал от имама на целый ракаат, то ему надо следовать за имамом и доделать этот ракаат после того как имам даст салам.
Если имам забыл совершить что-либо в намазе, то стоящий за ним мужчина может напомнить ему, произнеся слова «субхоналлах», а женщина – ударив в ладоши.
Комменатриев нет.