Джамаат намаз – это молитва совершаемая группой мусульман вместе, одновременно.
Достоинство джамаат намаза
От ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"صَلاةُ الجَمَاعَةِ أَفضَلُ مِنْ صَلاةِ الفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ درَجَةً" – «Джамаат намаз превосходнее чем намаз совершаемый в одиночку на двадцать семь степеней». Передали Бухари и Муслим. Кроме того в хадисах передается, что мусульманину совершившему омовение и отправившемуся в мечеть для совершения джамаат намаза, будет записано благое дело за каждый шаг и зачеркнуто дурное дело.
Мудрость общей молитвы заключается в укреплении связи между мусульманами, взаимопомощи и взаимопонимания, укреплении взаимной любви основанной на вере в Аллаха, в возможности почувствовать себя братьями в независимости от социального и финансового положения.
Джамаат намаз это желательно или обязательно
По мазхабу Абу Ханифы совершение пятикратной обязательной молитвы в сутки (кроме пятничной молитвы) джамаатом относится к сильной сунне, для разумных совершеннолетних здоровых мужчин.
Что считается джамаатом
Намаз считается совершенным джамаатом при наличии имама и двух маъмумов (молящихся за имамом), т.е. трех человек. Даже если один из них будет несовершеннолетним.
Совершение намаза джамаатом в мечети
Совершение молитвы группой наиболее предпочтительным является в мечети, за исключением женщин, которым лучше молиться дома. Желательным является для того кто хочет отправиться на джамаат намаз идти туда пешком, будучи спокойным и серьезным в своей походке.
Кто считается успевшим на джамаат намаз
Если молящийся успел сказать «Аллаху акбар» для вступления в намаз, перед тем как имам даст первый салам, то он считается совершившим молитву в джамаате. Если молящийся успел совершить поясной поклон (рукуъ) вместе с имамом, то этот ракаат засчитывается ему как совершенный.
Что делать если начал молиться в одиночку, но затем люди стали молиться джамаатом
Если вы молитесь в одиночку но затем люди собрались на джамаат намаз то надо действовать в соответствии со следующими ситуациями:
- Если вы начали совершать утренний или вечерний намаз, и совершаете первый ракаат, то можно преждевременно прекратить намаз, дав салам и сделать намаз вместе с джамаатом. Если же вы совершаете второй ракаат, то можно также прекратить намаз, дав салам и сделать его джамаатом, но это можно сделать только до суджуда. После суджуда второго ракаата надо доделывать намаз одному до конца.
- Если же вы начали совершать четырехракаатный намаз (например, дневной), то если вы совершаете первый ракаат до суджуда, можно прекратить намаз и совершить его с имамом. После суджуда первого ракаата надо совершить еще один ракаат, чтобы было два ракаата и дать салам (эти ракааты будут засчитаны как сунна), а затем совершить намаз с джамаатом. Также намаз можно прервать и в третьем ракаате до суджуда. После суджуда в третьем ракаате надо завершить намаз в одиночку.
Совершение намаза джамаатом после совершение его в одиночку
По единогласному мнению исламских ученых можно заново совершить намаз джамаатом после того как он был совершен в одиночку. Доказательством тому является хадис приведенный имамом Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи о том, что один мужчина пришел в мечеть после того как Пророк (с.а.с.) уже совершил послеполуденную молитву. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: "Кто даст садаку, помолившись с этим человеком?" И помолился с ним один из присутствующих (который уже совершил молитву). При этом вторая молитва будет считаться желательной молитвой.
В каких случаях можно оставить джамаат и джума намаз
Причины, по которым можно не совершать намаз в джамаате следующие:
- Болезнь не позволяющая прийти на джамаат намаз либо вызывающая сильные затруднения;
- Боязнь за свою жизнь, здоровье, честь и имущество;
- Сильный дождь, снег, грязь, холод, жара, ветер ночью, сильная темнота;
- Желание справить нужду по большому или по маленькому. Желание утолить чувство голода и жажды, при наличии еды и воды;
- Употребление пищи с неприятным запахом (например, чеснок, лук), если невозможно его удалить;
- Быть в неволе;
- Подготовка к отправке в путь.
Если мусульманин был вынужден пропустить джамаат или джума намаз по этим причинам, то он получит все равно вознаграждение.
Имам в намазе
Имамат бывает двух видов – большой и малый. Большой имамат – это общее предводительство людьми, т.е. руководство общиной. Малый имамат – это быть имамом в намазе.
Имам в намазе должен соответствовать следующим условиям:
- Ислам – имам должен быть мусульманином;
- Аль-акъл – быть разумным, т.е. отдавать себе отчет в своих действиях. Следовательно, имамом не может быть умалишенный или пьяный человек;
- Аль-булуг' – половозрелость. Не достигший половозрелости не может являться имамом для половозрелого человека;
- Быть мужчиной. Женщина не может быть имамом для мужчин, но может для женщин;
- Быть чистым от нечистот и быть в состоянии малого и полного омовения;
- Правильное чтение и выполнения обязательных частей намаза. Читающий Коран (особенно суру аль-Фатиха) правильно, не может выполнять намаз за читающим его с ошибками имамом;
- Нельзя чтобы имам был сам совершающим намаз за другим. Даже если он доделывает оставшиеся ракааты в одиночку, по мазхабу Абу Ханифы, он не может быть имамом, так как изначально сам совершал намаз за имамом;
- Быть свободным от некоторых проблем со здоровьем, которые приводят к порче намаза – постоянные кровотечения из носа, недержание мочи, газовыделения и т.п. Тот у кого такие проблемы может быть имамом только для того у кого такие же проблемы, т.е. у кого недержание имамом только для того у кого недержание и т.д.;
- Имам должен правильно выговаривать буквы. Например, если человек выговаривает вместо арабской буквы «р» букву «ѓ», или повторяет буквы заикаясь, например «тттт», то он может быть имамом только для того, кто делает точно такие же ошибки;
- Чтобы намаз имама считался действительным для мазхаба молящегося за ним (если они разных мазхабов). Т.е., например, если шафиит помолится за ханафитом, который коснулся женщины и не сделал омовение, то намаз шафиита считается не действительным, так как по шафиитскому мазхабу прикосновение к чужой женщине нарушает омовение;
- Имам не должен быть совершающим намаз повторно, чтобы получить вознаграждение от джамаат намаза, т.е. в первый раз он совершил намаз в одиночку. Так как второй намаз считается сунной, а за совершающим сунну нельзя молиться тому кто совершает фард.
Кто имеет больше прав быть имамом в намазе
Наибольше прав быть имамом по ханафитскому мазхабу имеет тот, кто лучше разбирается в шариатских тонкостях намаза – когда намаз действителен, а когда нет. При условии, что этот лучше разбирающийся в намазе не совершает явных непристойных поступков и знает наизусть необходимую для намаза часть Корана.
- Если таковых несколько, то затем смотрят на то, кто лучше и красивее читает Коран.
- Затем наиболее богобоязненный по явным поступкам.
- Затем наиболее старый по годам.
- Далее тот, у кого лучше нрав.
- Потом наиболее красивый лицом.
- Затем наиболее благородный по происхождению.
- Затем тот, у кого наиболее чистая одежда.
Если по всем этим критериям у кандидатов в имамы намаза идет совпадение, то будут бросать жребий, или люди выберут путем голосования того, кто будет имамом.
Однако, раньше всех перечисленных выше может быть имамом, если присутствует, правитель мусульман, затем шариатский судья страны, затем хозяин дома, затем имам главной мечети.
Нарушение намаза имама нарушает ли намаз молящихся за ним?
Если у имама перед вступлением в намаз (словами Аллаху акбар) или во время вступления в намаз было то, что делает намаз не действительным (например, отсутствие омовения и т.п.), то молитва, как имама, так и молящихся за ним, недействительна. Если нарушающее молитву имама действие произошло уже в намазе, но тогда когда молящийся за ним вступал в намаз или перед тем как он вступил в намаз, то молитвы обоих также считаются недействительными.
Если же изначально намаз имама был действителен, но в течение намаза произошло то, что нарушает намаз, то намаз молящихся за имамом является действительным, так как они начинали молиться за имамом с действительным намазом.
Что восполняет имам из недостатков молящихся за ним
Имам восполняет то, что по забывчивости сделал или не сделал молящийся за ним из того что не является обязательной частью намаза. Единственное что из обязательного в намазе восполняет имам это обязательное чтение Корана и стояние для этого, если молящийся опоздал на намаз и не начал его сразу за имамом. По мазхабу Абу Ханифа читать Корана молящиеся за имамом не должны.
Дополнение
- Имам после прочтения аль-Фатихи произносит «аамин» вместе с молящимися за ним.
- Имаму желательно начать намаз когда муэдзин произносит слова икъомата «къод къоматис-солат».
- Если имам забыл часть аята или суры, молящийся за ним может ему напомнить.
- Намерение быть имамом не обязательно, за исключением одного случая – когда за имамом мужчиной молятся женщины, то чтобы их джамаат был действителен, имам мужчина должен сделать намерение быть имамом.
- Сунной является, чтобы имам призвал людей перед молитвой выровнять свои ряды.
Следование за имамом в намазе
Условия следования за имамом
Молящийся за имамом должен соблюдать следующие условия:
- Намерение совершить намаз за имамом или джамаатом (это не обязательно в джума намазе и праздничных намазах Курбан-байрама и Ураза-байрама);
- Намаз должен быть одного вида и категории, т.е. фард намаз нельзя совершать за имамом делающим сунна намаз, или имамом совершающим другой фард намаз;
- Молящийся за имамом должен стоять позади него. Этот параметр измеряется пятками. Нельзя чтобы ваши пятки (задняя часть ноги) были на одной линии с пятками имама (нежелательно) или хоть чуть чуть впереди его пяток (нарушает намаз). Хоть немного надо быть позади имама. Если молящийся за имамом молится сидя, такие же правила;
- Молитва должна совершаться в одном месте, так чтобы молящиеся за имамом видели или слышали имама, либо его помощника;
- Следование за действиями имама, т.е. выполнять все действия строго за имамом – не опережая его и не сильно отставая от него.
Где должны стоять молящиеся за имамом
Молящиеся за имамом будут стоять в следующем порядке:
- Если с имамом молится один взрослый мужчина или подросток, желательно чтобы он встал справа от имама, стоя с ним рядом - нога в ногу – так чтобы его пятка была чуть сзади пятки имама.
- Если молится за имамом будут один мужчина и одна женщина, то мужчина встанет справа как в первом случае, а женщина за этим мужчиной, т.е. сзади него, так чтобы ей хватало место для молитвы.
- Если будут молится два мужчины, или мужчина и мальчик, то они образуют ряд сзади имама став вместе. Точно также встанут за имамом женщины, или одна женщина.
- Если молится за имамом будут мужчины, дети и женщины, то сначала ряд или ряды образуют мужчины, за ними дети, а за детьми женщины.
- Имам же будет стоять перед первым рядом посередине.
- Нежелательным является совершения джамаат намаза стоя одному отдельно от остальных. Чтобы не делать джамаат стоя одному, нужно ударить по плечу стоящего в ряду с краю, чтобы он отошел назад, и они вместе встали.
Если молящийся опоздал на джамаат
Того кто опоздал на джамаат намаз и не начал его с имамом называют масбукъом. Если он пришел на намаз, а имам был в поясном поклоне то масбукъ сделает намерение, произнесет «Аллаху акбар» и сразу же сделает поясной поклон с имамом. Этот ракаат ему полностью засчитывается. Если же масбукъ пришел на намаз, а имам уже сделал поясной поклон то он также сделает намерение, произнесет «Аллаху акбар» и будет следовать за действиями имама. Однако этот ракаат не засчитывается и его надо восполнить после того как имам произнесет салам. Оставшиеся не совершенными в джамаате ракааты масбукъ встает после салама имама и доделывает сам. Например, с имамом он успел сделать один ракат дневного намаза, остальные три он доделывает в одиночку и т.п.
Важность первого ряда в джамаат намазе
Наиболее лучшим местом для мужчин в джамаат намазе является первый ряд. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (с.а.с) сказал: "لَوْ يَعْلَمُونَ مَا فِي الصَّفَّ الْمُقَدَّمِ لَكَانَتْ قُرْعَةٌ" – «Если бы они знали что таит в себе первый ряд, то бросали бы жребий за него». Хадис передали имам Бухари и Муслим. Также от Абу Хурайры передается что Пророк (с.а.с) сказал: " خَيْرُ صُفُوفِ الرِّجَالِ أَوَّلُهَا، وَشَرُّهَا آخِرُهَا، وَخَيْرُ صُفُوفِ النِّسَاءِ آخِرُهَا، وَشَرُّهَا أَوَّلُهَا " – «Лучшим для мужчин из рядов является первый ряд, а худшим последний. Лучшим для женщин из рядов является последний ряд, а худшим первый». «Сахих Муслим», хадис № 984.
Желательным также является стремление встать справа от имама. Если в первом ряду будет брешь (пустое место), желательно его заполнить.