Наличие витр намазов подтверждается единогласным мнением мусульманских ученых, так как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
"يَا أَهْلَ الْقُرْآنِ أَوْتِرُوا فَإِنَّ اللهَ وِتْرٌ يُحِبُّ الْوِتْرَ" – «О люди Корана (мусульмане) делайте нечетные молитвы (витры). Воистину Аллах нечетный (т.е. один) и любит витр». Фикхуль-ислами. Т.1. стр. 818. Само слова «витр» переводится с арабского языка как «нечетный». Это единственная молитва, не свитая вечернию (магриб), которая состоит из нечетного количества ракаатов, все остальные молитвы (как обязательные, так и желательные) с четными ракаатами.
Однако ученые разошлись относительно того является ли витр намаз обязательным или желательным. Абу Ханифа считал витр ваджибом, а имамы остальных мазхабов сунной. В доказательство своего мнения Абу Ханифа опирается на ряд хадисов. Один из них – Пророк (с.а.с.) сказал:
""إِنَّ اللهَ تَعَالَى زَادَكُمْ صَلَاةً، أَلَا وَهِيَ الْوِتْرُ، فَصَلُّوهَا مَا بَيْنَ الْعِشَاءِ إِلَى طُلُوعِ الْفَجْرِ - «Поистине Аллах Всевышний добавил вам молитву, и эта молитва – витр, так совершайте ее между ночной молитвой и утренней зарей». Фикхуль-ислами. Т.1. стр. 818-819. В хадисе используется повелительное наклонение, а это указывает на ваджиб.
Витр намаз является ваджибом для каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина, после того как он станет дееспособным по шариату, т.е. будут все необходимые условия, чтобы намаз стал для него обязательным (например, половозрелость и т.п.). В доказательство обязательности витра обычно приводится хадис передаваемый Абу Даудом, Насаи и ибн Маджом:
"اَلْوِتْرُ حَقٌّ وَاجِبٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ ، فَمَنْ أُحِبُّ أَنْ يُوتِرَ بِخِمْسٍ ، فَلْيُوتِرْ ، وَمَنْ أُحِبَّ أَنْ يُوتِرَ بِثَلَاثٍ ، فَلْيَفْعَلْ، "وَمَنْ أُحِبَّ أَنْ يُوتِرَ بِوَاحِدَةٍ ، فَلْيُوتِرْ – «Витр является обязательным для каждого мусульманина, и кто любит совершать витр в пять ракаатов, пусть совершает, и кто любит совершать витр в три ракаата, пусть делает, и кто любит совершать витр в один ракаат, пусть совершает».
Витр намаз делается в одиночку. Совершение его в джамаате (группой) относится к сунне в месяц Рамадан.
Так как этот намаз относится к ваджибам, то нельзя его совершать сидя или верхом на чем-либо.
По мазхабу Абу Ханифы витр намаз состоит из трех ракаатов. Салам дается один раз в конце трех ракаатов как в вечернем намазе.
Порядок выполнения витр намаза следующий:
Витр намаз можно совершать ночью, после намаза аль-ишааъ и до появления утренней зари. Наиболее желательным временем для совершения намаза является конец ночи. В месяц Рамадан намаз витр обычно совершают после таравих намаза. Желательно чтобы последним намазом ночью был витр намаз, так как от ибн Умара, да будет ими обоими доволен Аллах, передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: "إِجْعَلُوا آخِرَ صَلَاتِكُمْ بِاللَّيْلِ وِتْرًا" – «Делайте ваш последний намаз ночью нечетным (витр)». Передали Бухари и Муслим.
Так как витр намаз является ваджибом, то тот, кто не совершил его, забыв или намеренно должен восполнить его. При восполнении необходимо совершать его после ночного намаза. Если по забывчивости витр был совершен раньше ночной молитвы, то он считается действительным. При
восполнении витр намаза также нужно читать молитву аль-кунут.
Чтение аль-Фатихи и сур является ваджибом во всех ракаатах витр намаза. Сунной является чтение в первом ракате 87-й суры аль-А’ла, во втором ракате 109-й -суры аль-Кяфирун и в третьем ракате – 112-й суры аль-Ихлас.
Молитва аль-Кунут является ваджибом и читается в третьем ракате после чтение сур и до поясного поклона. После чтения аль-Фатихи, либо другой суры произносится «Аллоху акбар» и поднимаются руки как в начале намаза. Затем руки кладут на живот, под пупком и читают аль-Кунут.
По ханафитскому мазхабу эту молитву нужно читать круглый год, т.е. каждый день в витр намазе. Она читается только в витр намазе, если только это не тяжелое время для мусульман. Тогда сунной является чтения аль-Кунута в утреннем намазе (эта сунна только для имама в намазе).
Время стояния для аль-кунута должно быть равно чтению суры «аль-Иншикъакъ» (84-я сура Корана).
Основная форма молитвы кунут - это та, которая пришла от Умара и ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах:
"أَلَّهُمَّ إِنَّ نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَهْدِيكَ، وَنَسْتَغْفِرُكَ وَنَتُوبُ إِلَيْكَ،وَنُؤْمِنُ بِكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ، نُثْنِي عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلُّهُ، نَشْكُرُكَ وَلَا نَكْفُرُكَ، وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ، أَلَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ، وَلَكَ نُصَلِّي وَنَسْجُدُ، وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ، نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ، إِنَّ عَذَابَكَ الْجَدُّ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ".
«Аллохумма инна наста’инука ва настахдика, ва настаг’фирука ва натубу илайка, ва нуъмину бика ва натаваккалу ’алайка, нусни ’алайкаль-хойра куллаху, нашкурука ва ля накфурука, ва нахлу’у ва натруку ман яфджурука, Аллохумма иййака на’буду вал яка нусолли ванасджуду, ва илайка нас’а ва нахьфиду, нарджу рохьматака ва нахша ’азабака, инна ’азабакаль-джадду билькуффари мульхьикъу».
«О Аллах! Мы ищем помощи и наставления на примой путь у Тебя, мы просим прощения у Тебя и приносим Тебе покаяние, мы верим в тебя и полагаемся на Тебя, мы превозносим Тебя всем наилучшим, мы благодарны Тебе и не неблагодарны Тебе, мы отталкиваем и оставляем того, кто не повинуется Тебе. О Аллах! Только Тебе одному мы поклоняемся, Тебе молимся и падаем ниц, к Тебе мы устремляемся, мы надеемся на Твою милость и боимся Твоего наказания. Несомненно, суровые мучения, настигнут неверующих».
Желательно после этой молитвы произнести следующую переданную от Хасана ибн Али, да будет доволен Аллах ими обоими:
"اللَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ، وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ، وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ، وَبَارِكْ لِي فِيمَا أَعْطَيْتَ، وَقِنِي شَرَّ مَا قَضَيْتَ؛ فَإِنَّكَ تَقْضِي وَلَا يُقْضَى عَلَيْكَ، وَإِنَّهُ لَا يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ، تَبَارَكْتَ رَبَّنّا وَتَعَالَيْتَ".
«Аллохумма-хдини фиман хадайта, ва ‘афини фиман ‘афайта, ва таваллани фиман таваллайта, ва барик ли фима аътайта, ва къини шарра ма къодойта. Фаиннака такъды ва ля юкъдо ‘алайка, ва иннаху ля язиллу ман валайта, табарокта роббана ва та‘алайта».
«О Аллах направь меня на путь тех, которых Ты направил по правильному пути, прости меня как тех которых Ты простил, поддержи меня как тех которых Ты поддерживал, дай мне благодать в том, что Ты мне даровал, убереги меня от зла того, что Ты повелел. Воистину Ты повелеваешь, а Тобой никто не повелевает, и поистине не унижен тот, кого Ты поддержал, благословен Ты наш Господь и возвышен».
После этой молитвы произносят благословение Пророку (салават).
Сунной является тихое чтение молитвы кунут как для имама в намазе, так и для тех, кто за ним молится.
Кто плохо читает эту молитву на арабском или не выучил ее может произносить вместо нее (пока не выучит или не усовершенствует эту молитву) три раза "أَلَّهُمَّ اغْفِرْ لِي"«Аллохумма-г’фирли» или "رَبَّنا آتِنَا فِي الدُّنْيَا
حَسَنَةً وَ فِي الْآحِرةِ حَسَنَةً، وَقِنَا عَذَابَ النَّرِ " «Роббана аатина фид-дунья хьасанатан ва филь-ахьироти хьасанатан, ва къына ’азабан-нар». Т.е. можно произносить любые другие формы восхваления и дуа Всевышнему.
Если молящийся забыл прочитать кунут и вспомнил об этом только после поясного поклона, то возвращаться обратно для его чтения не надо. В конце намаза надо совершить сажда саха перед саламом.
После витра сунной является чтение три раза следующего зикра:
"سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ" - «Субхьаналь-Маликиль-Куддус». Сунной также является чтение дуа после витр намаза. От Али ибн Абу Толиба, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) читал после витра следующее дуа:
"اللهُمَّ أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ، وَبِمُعَافَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ لَا أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ" - «Аллохумма а’узу биридока мин сахатыка, ва биму’афатика мин ’укъубатика, ва а’узу бика минка ля ахсы санаан ’алейка анта кама аснайта ’ала нафсика». Сахих Муслим, хадис №1090. «О Аллах я прибегаю к Твоему довольству от Твоего гнева, и к Твоему прощению от Твоего наказания, и прибегаю к тебе от Тебя, я не перечислю восхваления Тебе, как ты восхвалил себя».