Таяммум это одна из отличительных особенностей исламской уммы. Это благо мусульмане получили в шестом году хиджры, когда Айша, да будет доволен ею Аллах, потеряла свое ожерелье, и вовремя его поиска наступило время намаза. Однако с ними не было воды, тогда был ниспослан аят о таяммуме: "وَإِنْ كُنْتُمْ مَرْضَىٰ أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ مِنْهُ ." – «Если вы больны или в пути или пришел один из вас из отхожего места или дотронулся до женщин, и после этого вы не нашли воды, то делайте таяммум чистой землей, протирайте свои лица и руки нею». Сура «Маида», аят 6.
Передается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "فُضِّلْنا علَى النَّاسِ بثَلاثٍ: جُعِلَتْ صُفُوفُنا كَصُفُوفِ المَلائِكَةِ، وجُعِلَتْ لنا الأرْضُ كُلُّها مَسْجِدًا، وجُعِلَتْ تُرْبَتُها لنا طَهُورًا، إذا لَمْ نَجِدِ الماءَ وذَكَرَ خَصْلَةً أُخْرَى". – «Почтил нас (мусульман) Всевышний перед остальными людьми (уммами) тремя особенностями: наши ряды (в намазе) сделаны подобно рядам ангелов, вся земля сделана для нас мечетью (т.е. местом поклонения), и почва сделана для нас очищающей, если мы не найдем воды». Хадис передал имам Муслим.
По мазхабу Абу Ханифы таяммум можно совершать как до наступления времени намаза, так и после его наступления. Однако желательно отодвинуть таяммум ближе к концу времени намаза, если есть уверенность найти к этому времени воду. Если же нет уверенности в том, что вода будет, то желательно сделать таяммум в начале времени молитвы.
По ханафитскому мазхабу сделав один таяммум можно совершать несколько фардов и сколько угодно сунна намазов. Также можно касаться Корана, читать его, находиться в мечети. Если таяммум был совершен с намерением сделать сунна намаз, то с этим таяммумом можно сделать и фард намаз. Совершивший вудуъ (омовение водой) может делать намаз за совершившим таяммум имамом.
Чтобы можно было совершить таяммум должны быть следующие причины:
По общему мнению ученых четырех мазхабов намаз совершенный с таяммумом (при отсутствии воды) не надо совершать повторно, если нашлась вода после окончания времени намаза. По мазхабу Абу Ханифы делать намаз, совершенный с таяммумом, еще раз не надо, даже если вода нашлась до окончания времени насмаза.
Таяммум совершается следующим образом:
К желательным действиям при таяммуме относятся:
Для совершения таяммума пригодно любое вещество, которое относится к категории земли: сама земля, пыль, песок, камень, гипс, известь, мышьяк и т.п. Также можно использовать для таяммума пыль, находящуюся на одежде или мебели или на чем-то еще. При этом вещество, используемое для таяммума должно быть чистым от наджаса (нечистот).
Если земля смешана с другим веществом, не пригодным для совершения таяммума (например, мука), то если очевидно что земли больше, ее можно использовать для таяммума, если земли меньше – то нет.
Таяммум нарушает все то, что нарушает малое омовение – вудуъ и полное омовение - джанабат. Так же таяммум становится недействительным если исчезла причина, по которой он был дозволен – например, прошла болезнь, исчез холод, нашлась вода и т.д. Если молящийся увидит воду во время намаза, его таяммум также нарушается.
Если сложилась такая очень редкая ситуация, что нет возможности ни использовать воду, ни совершить таяммум (например, оказались заключенными в месте, где нет ни воды, ни земли или подобного ей вещества), то необходимо совершить подобие намаза, чтобы не пропускать его время. Подобие намаза – это совершение физических действий как в намазе – поясной, земной поклон и т.п. – но без намерения и чтения Корана. Когда появится возможность совершить вудуъ или таяммум такой намаз нужно сделать заново.