Малое омовение (аль-вудуъ) – это необходимое условие для ряда исламских обрядов. Как и у других видов поклонения аль-вудуъ имеет свои фарды и суннаты.
Фарды малого омовения
По мазхабу Абу-Ханифы аль-вудуъ включает в себя четыре фарда:
- Мытье лица;
- Мытье обеих рук;
- Мытье обоих ног;
- Проведение мокрой рукой по голове.
Доказательством тому является указание Священного Корана, сура аль-Маида, 6 аят:
{ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ }
«О те, которые уверовали, когда вы становитесь на молитву (намаз) мойте ваши лица, ваши руки до локтей, делайте масх (проводить мокрой рукой по голове) по вашим головам и мойте ваши ноги до щиколоток».
В хадисе передается от Нуайма ибн Абдуллаха:
"رَأَيْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ يَتَوَضَّأَ فَغَسَلَ وَجْهَهُ، فَأَسْبَغَ الْوُضُوءَ، ثُمَّ غَسَلَ يَدَهُ الْيُمْنَى حَتَّى أَشْرَعَ فِي الْعَضُدِ، ثُمَّ يَدَهُ الْيُسْرَى حَتَّى أَشْرَعَ فِي الْعَضُدِ، ثُمَّ مَسَحَ رَأْسَهُ، ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَهُ الْيُمْنَى حَتَّى أَشْرَعَ فِي السَّاقِ، ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَهُ الْيُسْرَى حَتَّى أَشْرَعَ فِي السَّاقِ، ثُمَّ قَالَ: هَكَذَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَتَوَضَّأَ. وَقَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَنْتُمُ الْغُـرُّ الْمُحَجَّلوُنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ إِسْبَاغِ الْوُضُوءِ، فَمَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ فَلْيُطِلْ غُرَّتَهُ وَتَحْجِيلَهُ".
«Я видел Абу Хурайру делающего малое омовение – он помыл свое лицо и начал совершать малое омовение, он помыл свою правую руку и при мытье перешел на предплечье, затем он помыл свою левую руку и при мытье перешел на предплечье, затем он совершил масх головы, затем омыл свою правую ногу переходя при мытье на голень, затем омыл свою левую ногу переходя при мытье на голень. После этого он сказал: «Вот таким образом совершающего малое омовение я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». И сказал: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вы будите из тех, у кого будут сверкать и сеять места омовения в Судный день, так кто из вас в силах постарайтесь омывать как можно больше (т.е. больше чем обязательное место, например, при мытье рук омывать и предплечья, при мытье ног омывать и голени)». Сахих Муслим, хадис №578.
- Мытье лица
- Обязательным является одноразовое мытье лица. Под лицом подразумевается место между волосистой частью головы (если волос нет то с того места где они обычно растут) и нижней частью подбородка (т.е. до границы шеи)в длину, и между ушами в ширину. Мыть необходимо и все волосы, растущие в границах лица. Кроме того надо при мытье лица охватывать и пограничные с ним части не относящиеся к лицу.
- Мытье рук. Обязательным является полное мытье обеих рук, включая локти один раз. При этом необходимо удалить любые изоляторы предотвращающие проникновение воды на поверхность рук (например, лак для ногтей).
- Проведение мокрой рукой по голове. Под головой подразумевается место, где обычно растут волосы (от лица до конца затылка). Обязательным является проведение мокрой рукой по ¼ части головы один раз.
- Мытье ног. Фардом является мытье ног, включая щиколотки (две кости по бокам ног) один раз.
Сунны аль-вудуъа
По мазхабу Абу Ханифа наиболее важных сунна-действий при малом омовении можно выделить следующие:
- Ан-ният – намерение перед малым омовением (желательно перед сплавлением нужды, чтобы большая часть времени засчитывалась как поклонение). Т.е. в сердце должно быть намерение именно совершить малое омовение;
- Мытье три раза кистей рук;
- Произнесение слов «Бисмилляхи» - «с именем Аллаха» перед мытьем рук;
- Полоскание полости рта и носа три раза. Желательно тому кто не постится совершать полоскание более глубоко;
- Использование для чистки зубов сивака;
- Желательно при мытье рук и ног раздвигать пальцами одной руки пальцы другой и пальцы ног и так их мыть. Если борода густая, также желательно руками раздвигая ее помыть изнутри;
- Мытье всех упомянутых частей тела по три раза является сунной;
- Делать масх (проводить мокрыми руками) по всей голове. Также желательным является делать масху определенным образом – ставить руки так чтобы указательные пальцы обеих рук соединялись на лбу а большие пальцы ставить на виски и проводить руками от лба к затылку и обратно, если волосы длинные (если короткие или их нет, то обратно не надо). Масху делаем один раз;
- Делать масху ушей – изнутри и снаружи – один раз;
- Начинать мытье рук и ног с правой руки и ноги;
- Порядок мытья всех частей как упомянуто в Коране – лицо, руки, ноги, голова, ноги;
- Мыть каждый орган сразу после другого, не откладывая пока предыдущий орган высохнет;
- Проведение рукой по частям тела при омовении;
- Обращение в сторону Каабы при совершении малого омовения;
- Сесть на возвышенном месте, чтобы вода от омовения лишний раз не попадала на вас;
- Не разговаривать без необходимости во время омовения;
- Не прибегать при совершении омовения к помощи другого человека без необходимости;
- Если надето кольцо, которое без проблем ходит в стороны на пальце, то желательно его покрутить на пальце (если оно сидит слишком туго, то надо обязательно снять);
- Желательно полоскать рот и нос правой рукой, а сморкаться левой;
- Сделать омовение до наступления времени намаза;
- Мыть больше обязательного при омовении лица, рук и ног, то есть протирать ноги выше щиколоток, руки выше логтей;
- Не вытереть полотенцем омытые части тела;
- Стараться не тратить лишнюю воду при омовении;
- Произношения слов свидетельства (шахады) и специального дуа после завершения малого омовения:
"أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ ، وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ ، اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ وَاجْعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ، سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ، أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ".
«Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика лаху, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва росулюху. Аллохумма-джьални минат-таввабина ваджьални миналь-мутатоххирина. Субханака-Ллохумма ва бихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астаг'фирука ва атубу илейк».
«Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, единого, у которого нет сотоварищей, и я также свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник. О Аллах сделай меня из людей покаявшихся и очистившихся. Пречист Ты о Аллах от всяких недостатков и вся хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет бога кроме Тебя, я прошу у тебя прощения и каюсь перед Тобой»;
25. Совершение двухракаатного намаза после малого омовения.
Первые тринадцать действий являются по степени важности более желательными суннами, чем последние двенадцать.
Нежелательные действия при совершении вудуъа (макрух)
К нежелательным действиям малого омовения относятся:
- Трата лишней воды без надобности;
- Вести мирские разговоры;
- Просить помощи для омовения у другого при отсутствии в этом нужды;
- Совершать вудуъ в грязном месте, где есть нечистоты;
- Чрезмерное полоскание рта и носа постящимся;
- Оставлять желательные действия при омовении (сунну);
Что нарушает малое омовение
Действий нарушающих вудуъ следующие:
- Если что-либо выйдет из мужских и женских органов и заднего прохода;
- Если женщина родила ребенка без появления крови;
- Если откуда либо выйдет кровь, гной и т.п. и будет литься;
- Рвота также нарушает омовение;
- Быть не в сознании или с затуманенным разумом (например, сон, наркотики и т.д.);
- Прикосновение к посторонней женщине в явной непристойной форме;
- Хохот, громкий смех во время намаза нарушает и намаз и омовение;
Согласно мазхабу Абу Ханифа прикосновение к половым органам не нарушает омовение.
Что запрещается делать, не будучи в состоянии малого омовения
Запрещается мусульманину не находящемуся в состоянии вудуъа:
- Совершения намаза, без разницы это обязательный (фард) намаз или желательный (сунна) намаз. Запрещаются также – суджуд тилават (при чтении Корана), суджуд шукр (благодарности), пятничная проповедь. Эти обряды при этом считаются не действительными;
- Запрещается таваф – обход Каабы как обязательный так и не обязательный. Однако таваф признается действительным хотя такой таваф грех.
- Прикасаться к свитку Корана без омовения запрещается, даже если это отдельные аяты. При этом разрешается смотреть на аяты Корана и читать их без омовения, хотя с омовением желательнее. Также можно прикасаться к Корану детям для обучения.