Каждый мусульманин знает, что он обязан совершать ежедневно пять намазов. Эта обязанность закреплена в Коране и Сунне. Что касается Корана то здесь много аятов упоминающих намаз. Один из них аят 103 суры ан-Нисаъ: "إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا" – «Воистину намаз был предписан верующим в определенное время».
Сунна также содержит немало хадисов о намазе. Приведем один из них переданный от Абдуллаха ибн Умара, радыялЛоху ‘анху, который передал, что Пророк, алейхис-салату вас-саламу, сказал: "بُنِيَ الإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلَاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالحَجِّ الْبَيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ.َ" - «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник, совершении намаза, выплате обязательной милостыне, совершении хаджа к Дому (Каабе) и посте в месяц Рамадан». Сахих Муслим, хадис №113.
В Священном Коране Всевышний говорит о необходимости совершать молитву (намаз) а то, как и когда ее совершать нам разъяснил Посланник Аллаха, алейхис-салату вас-саламу.
Как и любое другое поклонение, намаз состоит как из обязательных действий (фард), так и желательных (сунна).
Фарды намаза это необходимые действия для того чтобы намаз считался выполненным. Они бывают как до вступления в намаз, т.е. непосредственно не относящиеся к намазу и те действия, которые нужно сделать в самом намазе. Фарды перед намазом называют шурутами, а фарды в самом намазе арканами.
По мазхабу Абу-Ханифы обязательные действия в намазе делятся на фарды и ваджибы. Разница между ними заключается в том, что у фарда более сильные доказательства и соответственно и место в намазе более сильное. Если молящийся пропустит фард то его намаз не засчитывается. Если же будет пропущен важиб – намаз считается действительным, однако молящийся совершает грех, если пропустил ваджиб намеренно и должен совершить намаз обратно. При не совершении ваджиба не преднамеренно нужно сделать суджудус-сахве (два земных поклона) перед саламом и совершать намаз обратно не надо, что не относится к фардам. При пропуске фарда – специально или случайно – намаз придется читать заново.
Перед началом чтения молитвы (намаза) должны быть соблюдены ряд условий, без которых намаз не считается действительным.
Должны быть соблюдены шесть следующих условий:
Поклонение в исламе обычно делится на обязательное и желательное. Обязательное поклонение называют фардом и как понятно из его названия должно выполнятся. Фард намазы – это обязательные намазы, которые должен выполнять каждый мусульманин и за невыполнение будет отвечать в Судный день. Как и во всех других видах поклонения (пост, милостыня, хадж) мусульманину вменено в обязанность только фард-поклонение. Желательные молитвы на то и желательные что у человека есть выбор совершать их или нет. Однако, если мы хотим приблизиться к Богу, то надо следовать пути Пророка, алейхис-салату вас-саламу, выполняя как фарды, так и сунну. Кроме того наши молитвы далеки от идеала, а желательные действия восполняют пробелы в нашем поклонении.
Доказательством достаточности выполнения только фардов является хадис, переданный от Абу-Хурайры:
"أَنَّ أَعرابِيًّا أَتى النَّبِيَّ ﷺ فَقَال: يَا رَسُول اللَّهِ دُلَّني عَلَى عمَل إِذا عمِلْتُهُ، دخَلْتُ الجنَّةَ. قَالَ: تَعْبُدُ اللَّه وَلاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلاةَ، وَتُؤْتِي الزَّكاَة المَفْرُوضَةَ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ. قَالَ: وَالذي نَفْسِي بِيَدِهِ، لا أَزيدُ عَلى هَذَا. فَلَمَّا وَلَّى، قالَ النَّبِيُّ ﷺ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ فَلْيَنْظُرْ إِلى هَذَا".
«Пришел к Посланнику Аллаха, алейхис-салату вас-саламу, один бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне деяние, которое если я его выполню, то попаду в Рай». Сказал Пророк: «Поклоняйся только Аллаху и не придавай ему сотоварищей, выполняй, как следует обязательные молитвы, выплачивай обязательную милостыню, постись в Рамадан». Сказал бедуин: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, я не добавлю к этому ничего, и я не убавлю от этого ничего». После того как он стал уходить Пророк сказал: «Кто желает посмотреть на мужчину из обитателей Рая, пусть посмотрит на него». Сахих Муслим, хадис №107.
Комменатриев нет.