В шариате есть два термина: один из них – адааъ – выполнение обязательных видов поклонения в отведенное для этого время. Противоположный этому термин къодаъ обозначает выполнения обязательного поклонения после того как прошло отведенное для этого время. Например, время утреннего намаза проходит с восходом солнца и если он был совершен до восхода, то будет совершенным вовремя (адааъ), если после восхода, то къодаъ. По мазхабу Абу Ханифа считается, что намаз совершен вовремя, если молящийся успел произнести слова «Аллаху акбар» (после намерения) до окончания времени намаза.
Мусульманин должен всяческий стремиться совершить намаз вовремя. Совершение намаза не в свое время без веских причин считается большим грехом. Всевышний в Коране – сура Нисаъ, 103 аят – говорит: "فَإِذَا قَضَيْتُمُ الصَّلَاةَ فَاذْكُرُوا اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَى جُنُوبِكُمْ فَإِذَا اطْمَأْنَنْتُمْ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ "عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا" - «После совершения намаза поминайте Аллаха стоя, сидя и лежа на своих боках. А когда вы будите в безопасности, то совершайте намаз. Поистине намаз для верующих прописан в определенное время».
Тот, кто обязан совершать намаз, и пропустил время его совершения, обязан его восполнить. Такой человек совершает большой грех, если оставил намаз умышленно. В хадисе от имама Бухари передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "مَنْ نَسِيَ الصَّلَاةَ، فَلْيُصَلِّهَا إِذَا ذَكَرَهَا، لا كَفَارَةَ لَهَا إِلَّا ذَلِكَ ." – «Кто забыл совершить намаз, пусть совершит его когда вспомнит об этом, и нет восполнения для него (намаза) кроме этого». Помимо возмещения пропущенного без уважительной причины (по шариату) намаза, необходимо покаяться в этом грехе с намерением больше такого никогда ни делать.
Мусульманин, для которого совершения намаза стало обязательным должен восполнить пропущенный намаз. К дозволенным причинам, по которым был пропущен намаз, относятся сон, забывчивость, беспечность (оплошность).
Если намаз пропущен по причине потере разума из-за алкоголя, наркотиков, либо использования дозволенных лекарств, такие намазы обязательно нужно восполнять.
Если человек знает что не совершил один намаз из пяти, но не знает какой, то он должен совершить все пять намазов, чтобы быть уверенным, что он возместил пропущенный намаз.
Любые причины за исключением нижеперечисленных обязывают возместить пропущенный намаз, так как мусульманин может совершать его сидя, если не может стоя, лежа – если не может сидя, кивая головой – если не может двигаться.
Возмещать пропущенные намазы не надо в следующих случаях:
Если причины, по которым пропущен намаз, выявились в конце времени намаза, так что до окончания времени осталось лишь возможность произнести для вступление в молитву слова «Аллаху акбар», то эти намазы возмещать не нужно после исчезновение причины пропуска намаза. Однако, если причина исчезла, а до окончание времени намаза еще осталось время для произнесения слов «Аллаху акбар», то этот намаз надо возместить.
По ханафитскому мазхабу недействителен намаз, восполняемый в три периода времени, в которые Пророк (с.а.с.) запретил совершать намаз:
В остальное время можно совершать пропущенный (каза) намаз.
Каза намазы надо восполнять как можно быстрее. При этом надо оставить сунна намазы и сначала совершить пропущенные фард намазы. Однако из этого правила исключаются следующие сунна намазы, которые лучше сначала сделать:
Каждый из пяти фард намазов обязательно нужно восполнить при не совершении вовремя. Не в свое время совершать некоторые намазы имеет права путник (см. намаз путника). Также восполнять надо и пропущенные ваджиб витр намазы. Не совершенные с имамом праздничные намазы (Ураза – и Курбан-байрам) восполнять не надо. Из пропущенных сунна намазов восполнять можно (по мазхабу Ханафи) только сунна намаз, совершаемый перед утренним фард намазом. Этот сунна намаз возмещается только в том случае, если он был пропущен вместе с утренним фард намазом. Время для возмещения этого намаза только до времени дневной зухр молитвы. Например, вы проспали время утренней молитвы, тогда встав, сделав омовение, вы сначала совершаете пропущенный сунна намаз, а затем возмещаете утреннюю молитву.
Пропущенный намаз надо читать таким же образом, как и его надо было читать в его время, т.е. если был пропущен дома, то как дома, если в пути – как в пути. Например, если вы пропустили укороченный намаз в пути, то его восполнять надо также укорочено (два ракаата), даже если восполнение происходит дома. Если пропустил полный намаз дома, то и восполняется этот намаз полным (четыре ракаата), даже если восполняется в пути.
Если пропущенный намаз является из намазов, в котором Коран читается тихо (дневной, послеполуденный), то при его совершении он тоже будет читаться тихо, даже если он возмещается ночью. Если же был пропущен намаз, в котором Коран читается громко (утренний, вечерний, ночной), то и при его совершении в другое время он будет читаться громко, даже если он совершается днем.
Пропущенный намаз нужно совершить как можно быстрее не откладывая.
Если мусульманин пропустил так много намазов, что не знает их количества, то он должен их восполнять до тех пор, пока не будет уверен, что на нем не осталось пропущенных молитв.
По форме каза намаз ничем ни отличается от намаза совершаемого в свое время (адааъ намаз), кроме намерения, в котором надо учесть что это пропущенный намаз.
Если вы знаете какой именно намаз восполняете, то в намерении указываете его. Например, намереваетесь восполнить пропущенный сегодняшний утренний намаз, вчерашний Аср и т.д.
Если же вы не знаете намаз какого именно дня вы восполняете, то делаете ният на последний пропущенный. Например, последний пропущенный утренний намаз. Такое намерение обычно совершается, когда восполнят пропущенные намазы в течении долгого времени.
Если мусульманин пропустил несколько намазов, то в каком порядке читать каза намазы? Тут есть 2 варианта: