Для понимания справедливости законов шариата нужно принимать во внимание определенную гибкость каждого из них. Один из таких гибкостей в Исламе – это Масх (с арабского - обтирание). Важно использовать эти канонические нормы при необходимости, так как благодаря этому мы получим облегчение в следовании повелениям Аллаха.
Масх – (в Исламе) это обтирание влажными руками над кожаными носками (Хуффы), чалмой, женским покрывалом и другими материалами в случае затруднения мытья какого-либо органа. Это облегчение для рабов Аллаха ради избегания стеснений и трудностей в следовании Его воли. Сказал имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах: «В моем сердце нет ничего, касательно Масха». И в этом [вопросе] сорок хадисов от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Смысл его слов: «В моем сердце нет даже из малейшего сомнения в его дозволенности».
Рассмотрим четыре вида Масха: над хуффами (кожаными или шерстяными носками), джабирой (подобие гипса при травме), чалмой и химаром женщин (женским покрывалом).
Хуффы – это носки (или то, что одевают на ноги) из кожи или подобного ей материала и из шерсти и подобного ей материала, сквозь которые не видны стопы. Масх над хуффами дозволен по единогласному мнению исламских ученых.
Сказал аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах: «Рассказали мне семьдесят [человек] из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он совершал Масх над хуффами».
Мнения ученых также сошлись в том, что Масх над хуффами разрешен не только во время путешествия (сафар), но и даже во время нахождения в постоянном месте проживания, независимо была ли в этом нужда или нет.
Существуют следующие условия Масха над хуфами:
Эти условия вывели ученые из текстов пришедшие от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и принятых в исламе научных правил. Они обязательно должны быть соблюдены при совершении Масх.
Следует протереть [водой — то есть влажными руками] большую верхнюю часть хуффов, согласно хадису аль-Мугъира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, в котором он разъяснил как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал Масх над своими хуффами:
«Я видел [как] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протирает (т.е. совершает Масх) над обоими своими хуффами — [и он протирает] над внешней их стороной».
Не позволительно протирать нижнюю часть ступни и пятки, и это не является сунной, согласно словам Али ибн аби-Талиба:
«Если бы религия была посредством разума, то достовернее было бы протирать (совершая Масх) не верхнюю часть хуффов а нижнюю, [но] я видел [как] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протирает верхнюю часть своих хуффов».
Если же объединить между протиранием сверху и снизу, то Масх действителен с нежелательностью.
Джабира — это шина из дерева или подобного ему, как гипс, которой обвязывают, фиксируют и закрепляют перелом для вправления, срастания и заживления. Над ней совершается Масх так же, как и в случае с хуффами. К этому направлению можно отнести и Масх над пластырем, повязкой, бинтом, которые накладываются над ранами. Это следует выполнять только при необходимости. Если необходимость пройдет, и придет время снять джабиру, то в дальнейшем совершать Масх над этим местом не разрешается.
Масх над джабирой отличается от Масха над хуффами тем, что он разрешен и при большом осквернении. Так как Масх над джабирой является вынужденностью, ученые считают, что нет разницы между большим и малым осквернением в этом случае. Он разрешен до тех пор, пока не исцелится то, что под ней.
Чалма – это то, чем заворачивается или охватывается голова. Следующие хадисы является доказательством допустимости в Исламе Масха над чалмой. Аль-Мугира ибн Шу’ба сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протер (сделал Масх) над своей чалмой и над челкой и двумя хуффами». Он также передал хадис: «Что он (да благословит его Аллах и приветствует) протер над двумя хуффами и химаром»), то есть чалму». (Химар — это то, чем покрывают голову, например чалма и подобные вещи).
Для этого Масха не установлены какие-либо границы. Но было бы правильно проявлять предосторожность и протирать голову только после того, как было совершено малое омовение. Еще желательно ограничивать тем промежутком времени, в котором разрешено находиться в Масхе над хуффами.
Совершение Масха над женским покрывалом (головы) не разрешается кроме тех случаев, когда есть затруднения и преграды в его снятии. И это мнение является наиболее достоверной. Масх также разрешено совершать и в том случае, если голова женщины покрыта (покрашена) хной и другими видами красок для волос. Подтверждением этого разрешения является действия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Для ритуального очищения головы в Исламе есть много облегчений для мусульманской уммы (общины), начиная протиранием во время малого омовения и заканчивая различными видами Масха.
Комменатриев нет.